Ремонт мотор-колеса на электромеханическом участке
10.06.2024

Ремонт мотор-колеса на электромеханическом участке

На современных карьерных самосвалах грузоподъемностью более 90 тонн применяется система электромеханического привода. Она включает в себя 6 основных элементов: двигатель, генератор, мотор-колеса, тормозные резисторы, двигатели обдува и систему управления.

Мотор-колесо – это элемент силовой передачи, который объединяет колесо и тяговый электродвигатель, и работает в двух режимах: привода и торможения.

РСК Марьино рассчитан на ремонт всех элементов силовой передачи карьерных самосвалов. На данный момент здесь проводятся ремонты мотор-колес, двигателей обдува, тормозных резисторов.

Территория для ремонта мотор-колес входит в состав электромеханического участка. Он оснащен современным оборудованием для ремонта и диагностики данного агрегата, а также двигателей обдува и тормозных резисторов.

Ремонт мотор-колеса состоит из следующих процедур:

  • Ремонт редуктора

«Сначала проводится внешний осмотр, дефектовка редуктора мотор-колеса при котором измеряется зазор в подшипниках ступицы. Далее демонтируется электродвигатель и снимаются уплотнения ступицы. При помощи гидравлических цилиндров демонтируется ступица вместе с подшипниками», - прокомментировал Александр Козлов, старший инженер-электромеханик Электромеханического участка в «Инстройтехком».

Затем демонтируется коронная шестерня, измеряются зазоры в подшипниках сателлитов. После мотор-колесо поворачивается в горизонтальное положение и демонтируются сателлиты.

  • Ремонт электродвигателя (ЭД). 
При ремонте электродвигателя выполняется восстановление поверхностей вала ротора, восстановление шлицевых соединений, проводится профилактический ремонт электрических обмоток статора, меняются подшипники и уплотнения.

  • Сборка ротора.
При сборке ротора применяется гидравлическое оборудование, которое позволяет быстро и качественно провести работы.

«Электродвигатель демонтируется из корпуса мотор-колеса, устанавливается на подставку, откручивается крепеж наружного фланца и извлекается ротор из корпуса электродвигателя. Демонтируется внутренний подшипниковый узел»,

— добавил Александр Козлов.

После этого производится уже разборка ротора.

«Вначале демонтируем наружные фланцы при помощи гидравлических съёмников. Далее при помощи гидравлических съёмников и применения индукционного нагревателя снимаются наружные втулки с вала ротора и демонтируется наружный подшипниковый узел. Проводятся измерения геометрических параметров электродвигателя. Сборка происходит в обратном порядке»,

— отметил Александр Козлов.

Он подчеркнул, что ремонт мотор-колёс проводится согласно инструкциям производителей и с применением нашего восьмилетнего опыта ремонта данных агрегатов.

  • Испытание электродвигателя

После сборки ЭД проходит испытания и проверку на современном универсальном испытательном стенде с применением современных диагностических приборов.

«При помощи виброанализатора проводится балансировка ротора, комплексная оценка параметров вибрации электродвигателя на всех режимах его работы, от 0 до 3000 об/мин. Для точной диагностики работы электродвигателя в разных режимах, в программе вибродиагностики «Балтех эксперт» создается маршрут измерений, и он загружается в виброанализатор, согласно которому уже проходят измерения параметров вибрации электродвигателя. После проходит оценка результатов, по которым видно, как работают подшипниковые узлы и оценивается качество ремонта»,

— сказал Александр Козлов.

Он добавил, что параллельно при помощи тепловизора проводится тепловизионный контроль подшипниковых узлов и электрических обмоток электродвигателя.

«Состояние изоляции обмоток контролируется цифровым мегаомметром, измеряются сопротивления изоляции, значения коэффициентов абсорбции и поляризации. Измеряется индуктивность и сопротивление обмоток статора»,

— отметил Александр Козлов.

  • Ремонт двигателей обдува

При ремонте двигателей обдува также проводятся входные и приемосдаточные испытания, с применением мегаомметра, виброанализатора, тепловизора. Обязательно проводится балансировка двигателя обдува в сборе с крыльчаткой вентилятора. Тепловизионный контроль и виброконтроль позволяет быстро и достоверно проводить диагностику и точно контролировать качество ремонта.

  • Ремонт ступицы

При ремонте ступицы мотор колеса проводится восстановление посадочных поверхностей под колесный диск. Применение вращателя и сварочного оборудования ESAB, позволяет качественное и быстро проводить наплавку поверхностей. Перед наплавкой обязательно проводится Химический анализ металла и выполняется подбор режима и материала для наплавки. Это позволяет получать требуемые механические характеристики восстановленных поверхностей.

Участок ремонта мотор-колес

«Сам участок по ремонту мотор-колес позволяет выполнять 18 заказов на ремонт мотор-колес в год. Нашим основным заказчиком является АО «Карельский окатыш» («Северсталь»). Наши объемы ремонтов для АО «КО» это 6 мотор-колес в год. Опыт ремонта мотор-колес – 8 лет»,

— подчеркнул Александр Козлов.