На современных карьерных самосвалах грузоподъемностью более 90 тонн применяется система электромеханического привода. Она включает в себя 6 основных элементов: двигатель, генератор, мотор-колеса, тормозные резисторы, двигатели обдува и систему управления.
Мотор-колесо – это элемент силовой передачи, который объединяет колесо и тяговый электродвигатель, и работает в двух режимах: привода и торможения.
РСК Марьино рассчитан на ремонт всех элементов силовой передачи карьерных самосвалов. На данный момент здесь проводятся ремонты мотор-колес, двигателей обдува, тормозных резисторов.
Территория для ремонта мотор-колес входит в состав электромеханического участка. Он оснащен современным оборудованием для ремонта и диагностики данного агрегата, а также двигателей обдува и тормозных резисторов.
Ремонт мотор-колеса состоит из следующих процедур:
«Сначала проводится внешний осмотр, дефектовка редуктора мотор-колеса при котором измеряется зазор в подшипниках ступицы. Далее демонтируется электродвигатель и снимаются уплотнения ступицы. При помощи гидравлических цилиндров демонтируется ступица вместе с подшипниками», - прокомментировал Александр Козлов, старший инженер-электромеханик Электромеханического участка в «Инстройтехком».
Затем демонтируется коронная шестерня, измеряются зазоры в подшипниках сателлитов. После мотор-колесо поворачивается в горизонтальное положение и демонтируются сателлиты.
«Электродвигатель демонтируется из корпуса мотор-колеса, устанавливается на подставку, откручивается крепеж наружного фланца и извлекается ротор из корпуса электродвигателя. Демонтируется внутренний подшипниковый узел»,
— добавил Александр Козлов.
После этого производится уже разборка ротора.
«Вначале демонтируем наружные фланцы при помощи гидравлических съёмников. Далее при помощи гидравлических съёмников и применения индукционного нагревателя снимаются наружные втулки с вала ротора и демонтируется наружный подшипниковый узел. Проводятся измерения геометрических параметров электродвигателя. Сборка происходит в обратном порядке»,
— отметил Александр Козлов.
Он подчеркнул, что ремонт мотор-колёс проводится согласно инструкциям производителей и с применением нашего восьмилетнего опыта ремонта данных агрегатов.
После сборки ЭД проходит испытания и проверку на современном универсальном испытательном стенде с применением современных диагностических приборов.
«При помощи виброанализатора проводится балансировка ротора, комплексная оценка параметров вибрации электродвигателя на всех режимах его работы, от 0 до 3000 об/мин. Для точной диагностики работы электродвигателя в разных режимах, в программе вибродиагностики «Балтех эксперт» создается маршрут измерений, и он загружается в виброанализатор, согласно которому уже проходят измерения параметров вибрации электродвигателя. После проходит оценка результатов, по которым видно, как работают подшипниковые узлы и оценивается качество ремонта»,
— сказал Александр Козлов.
Он добавил, что параллельно при помощи тепловизора проводится тепловизионный контроль подшипниковых узлов и электрических обмоток электродвигателя.
«Состояние изоляции обмоток контролируется цифровым мегаомметром, измеряются сопротивления изоляции, значения коэффициентов абсорбции и поляризации. Измеряется индуктивность и сопротивление обмоток статора»,
— отметил Александр Козлов.
При ремонте двигателей обдува также проводятся входные и приемосдаточные испытания, с применением мегаомметра, виброанализатора, тепловизора. Обязательно проводится балансировка двигателя обдува в сборе с крыльчаткой вентилятора. Тепловизионный контроль и виброконтроль позволяет быстро и достоверно проводить диагностику и точно контролировать качество ремонта.
При ремонте ступицы мотор колеса проводится восстановление посадочных поверхностей под колесный диск. Применение вращателя и сварочного оборудования ESAB, позволяет качественное и быстро проводить наплавку поверхностей. Перед наплавкой обязательно проводится Химический анализ металла и выполняется подбор режима и материала для наплавки. Это позволяет получать требуемые механические характеристики восстановленных поверхностей.
Участок ремонта мотор-колес
«Сам участок по ремонту мотор-колес позволяет выполнять 18 заказов на ремонт мотор-колес в год. Нашим основным заказчиком является АО «Карельский окатыш» («Северсталь»). Наши объемы ремонтов для АО «КО» это 6 мотор-колес в год. Опыт ремонта мотор-колес – 8 лет»,
— подчеркнул Александр Козлов.