Долгосрочное и взаимовыгодное партнерство – мечта и цель многих компаний, особенно когда речь идет об успешных международных брендах. Одной из лучших азиатских компаний в сфере производства тяжелой техники является японская KOMATSU, а ее многолетним партнёром в России – компания «ИСТК». Что сейчас происходит в отрасли и почему продукция японской фирмы пользуется повышенным спросом при любых изменениях в отечественной экономике, журналу Russian Business Guide рассказывает генеральный директор «ИСТК» Олег Анатольевич Степанов.
– Ваша компания является многолетним дилером техники KOMATSU. Какие тенденции в развитии компании вы видите, и что сейчас выходит на первый план для нее в России?
– Для наших соотечественников техника KOMATSU уже давно стала символом качества и надежности, в России ее знают еще с 70-х годов. В советское время ее закупали для работы на строительных объектах. С тех пор мало что изменилось, и машины KOMATSU также трудятся по всей России, от районов крайнего севера до южных регионов. Сейчас KOMATSU плотно интегрирована в российскую экономику. В июне 2010 года начал работать завод в Ярославле («Комацу Мэнуфэкчуринг Рус») – самый большой по площади из уже существующих заводов компании по производству экскаваторов и самосвалов, которые поставляются на строительные объекты по всей России.
Благодаря производству в России удалось значительно сократить сроки поставки оборудования. Не надо забывать, что завод – это еще и рабочие места для сотен сотрудников предприятия, и налоги в государственный бюджет, а также серьезные инвестиции в российскую экономику, и труд десятков представителей различных государственных и региональных структур Ярославля, которые принимали участие в планировании и создании предприятия.
– Что сейчас наиболее интересно российским покупателям и арендаторам?
– По большому счету, вся линейка техники, поставляемая KOMATSU, пользуется большой популярностью. Компания является ведущим в мире производителем дорожно-строительной, горной, подъемно-транспортной техники и самосвалов большой вместимости. Однако есть и бесспорные лидеры – это трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, карьерные самосвалы, вилочные погрузчики с двигателями внутреннего сгорания. Мы продолжаем продвигать на рынок новую модель габаритного экскаватора KOMATSU PC210NLC-8, которая органично дополнила модельный ряд KOMATSU и стала одной из самых продаваемых. Если говорить о преимуществах, то практически только у KOMATSU есть техника в температурном исполнении до -50 С, что предполагает производство техники с более мощными стартерами, генераторами, обогревателями кабин, предпусковыми подогревателями, аккумуляторами большей емкости, кабин с двойным остеклением, защитными кожухами для двигательных отсеков, специальных морозостойких уплотнений и РВД. Естественно, такая техника крайне востребована в нашей стране. Продукция KOMATSU в среднем окупается за год-полтора после наработки в 8-10 тыс. моточасов и способна вернуть до 70% стоимости. Именно этим объясняется устойчивый спрос на нее на вторичном рынке. KOMATSU еще на стадии проектирования закладывает ряд конструкторских особенностей, которые позволяют увеличить срок службы техники. Например, топливная система имеет тройную защиту от некачественной солярки и т.д. Такая техника прослужит новому владельцу спокойно до 15 лет.
В то же время недорогие бренды, как правило, имеют небольшой ресурс, не способны выдержать интенсивную эксплуатацию, поэтому их востребованность на вторичном рынке незначительна. Как итог, владельцы, сэкономив на старте, не могут реализовать машину в разумные сроки, она простаивает в ожидании покупателя, теряет в цене и приносит убытки. С KOMATSU такое невозможно.
– В связи с кризисом многие фирмы испытывают трудности при работе с клиентами – новых нет, старые задерживают платежи. Существуют ли у вас сложности такого характера? И кто является вашими основными клиентами?
– Про трудности говорить не хочется, они есть всегда и у всех, но мы идем навстречу нашим клиентам, ищем какие-то совместные решения. Мы стараемся не просто выстраивать партнерские отношения, а по-настоящему работать в команде. На правах официального дистрибьютора мы осуществляем сервисную поддержку всей техники в рамках территорий дистрибуции. ООО «ИСТК» обладает одним из крупнейших в Европе центров технической поддержки «Обухово» и складом запасных частей KOMATSU, разветвлённой сетью сервисных центров в городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Ярославль, Нижний Новгород, Белгород, Краснодар, Уфа и др. Выездные бригады высококвалифицированных специалистов ведут техническое обслуживание и текущий ремонт техники, кроме того, мы проводим обучение операторов и механиков. Именно благодаря такой серьезной технической базе и огромному опыту нас и выбирают наши клиенты, среди которых крупнейшие строительные подрядчики России: АО «Стройтранснефтегаз», ООО «Стройгазконсалтинг», ООО «Стройгазмонтаж», а также ПАО «Транснефть», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Северсталь», АК «Алроса», ОК «Русал», ООО «Велесстрой», ООО «Трансстроймеханизация», ГК «Деловые линии», АО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» и многие другие.
– В связи с европейскими санкциями многие политики возлагают надежды на Восток, на оборудование из Азии и на азиатские рынки сбыта. Как вам кажется, насколько это правомочно? Есть ли перспективы у сотрудничества с Азией?
– С учетом текущей политической и экономической ситуацией в России азиатское партнерство будет только укрепляется. Если говорить о наc, то помимо KOMATSU, мы работаем и с другими японскими брендами. Среди них один из ведущих производителей генераторов и сварочного оборудования – фирма Denyo, продукцию которой мы успешно представляем на российском рынке и планируем активно развивать в ближайшие годы. Преимуществом работы с японскими производителями можно назвать высокое качество японской техники, которое очень ценят в России.
– На каких крупных государственных проектах в сфере промышленности и строительства задействована ваша техника?
– Не будет преувеличением сказать, что практически ни одна крупная стройка не обходится без техники KOMATSU. Ее можно встретить на целом ряде инфраструктурных проектов федерального значения. Крупнейшие из них – строительство газопроводов «Северный поток» (Nord Stream), «Сила Сибири», «Южный поток» и «Ухта – Торжок», Бованенковского НГКМ, нефтепроводов «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и «Куюмба – Тайшет», реализованных компанией ПАО «Транснефть».
Помимо строительной техники, у нас сильное направление по подъемно-транспортному оборудованию. Компания «ИСТК» получила благодарность за активное участие в организации и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. В рамках арендного проекта вилочные погрузчики обеспечивали логистику во время подготовки и проведения мирового первенства. У нас также есть крупный aутсорсинговый проект на площадке ПАО «Северсталь-Метиз» в г. Череповец. Вилочные погрузчики KOMATSU давно доказали свою надежность и эффективность. По некоторым данным, около 30% рынка арендных дизельных погрузчиков в России занимают именно они.
– Чего ждете от 2019 года?
– Одной из первоочередных задач для нас является развитие региональной сети. У нас есть планы по строительству и открытию собственных торгово-технических центров для поддержки продукции. А это не только продвижение бренда в регионы, но и новые рабочие места там же. Сейчас мы на этапе активного строительства центра в Ярославле, в непосредственной близости к заводу «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус». Новая база «ИСТК» в Ярославле станет крупным региональным центром, задача которого – быть еще ближе к клиентам, предлагать более качественные услуги сервиса и прочей поддержки. База будет включать современный офисный центр и большую сервисную зону, в которой можно будет проводить любые виды технического обслуживания и ремонта техники KOMATSU. На очереди еще несколько масштабных проектов.
В 2019 году спрос на б/у технику останется стабильно высоким. Однако, учитывая тот факт, что цены на нее приблизились к стоимости новой, многие наши заказчики пересмотрели свое решение в пользу покупки новой. В новых реалиях мы интенсивно развиваем направление аренды дорожно-строительной техники, подъемно-транспортного оборудования и складской техники, а также генераторов.